Правительство готово увеличить срок ремонта автомобилей по ОСАГО

На этой неделе правительственная комиссия по законопроектной деятельности рассмотрит и, вероятно, одобрит доработанный законопроект, направленный на увеличение срока восстановительного ремонта авт...


На этой неделе правительственная комиссия по законопроектной деятельности рассмотрит и, вероятно, одобрит доработанный законопроект, направленный на увеличение срока восстановительного ремонта автомобилей по ОСАГО.

Ожидается, что документ будет внесен в Госдуму в ближайшие две-три недели после получения официального заключения от правительства. Поправки, учитывающие замечания кабмина, будут внесены в законопроект ко второму чтению.

Инициатива продления срока ремонта по ОСАГО

Идея продлить срок ремонта по ОСАГО впервые была озвучена в апреле прошлого года на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике. По итогам этого заседания сенатор Андрей Кутепов разработал законопроект, предлагающий увеличить срок ремонта с 30 до 45 дней. В пояснительной записке к документу указывается, что проблемы с поставками запчастей мешают страховым компаниям укладываться в 30-дневный срок. За нарушение этого срока начисляются штрафные санкции. Если задержка не по вине клиента, страховщик обязан выплатить неустойку в размере 0,5% от суммы ущерба за каждый лишний день, как указано в законе об ОСАГО. В текущей ситуации соблюдение 30-дневного срока часто невозможно, и страховщики вынуждены расторгать договоры со станциями технического обслуживания, как отмечается в пояснительной записке.

Возражения кабмина и доработка законопроекта

Первая версия поправок не дошла до нижней палаты парламента. Хотя кабмин отреагировал на изменения положительно, в заключении содержались два возражения. Во-первых, срок ремонта может достигать максимальной величины только при определенных условиях. Во-вторых, увеличение срока должно быть временным. Также отмечалось отсутствие статистических данных и анализа, обосновывающих необходимость внесения предлагаемых изменений. В результате законопроект направили на доработку.

В новом заключении правительства основные замечания остались прежними: необходимо дополнить законопроект нормой, ограничивающей срок действия этих изменений, и применять его только в тех случаях, когда ремонт в течение 30 дней невозможен. Кабмин вновь отметил отсутствие статистики, подтверждающей необходимость этих изменений, и поручил проработать механизмы документального подтверждения невозможности проведения ремонта в 30-дневный срок. Также было рекомендовано разработать меры против злоупотребления страховщиками новой нормой.

Законодатели и регуляторы стремятся поощрять страховщиков к урегулированию убытков путем фактического ремонта автомобиля, а не выплатой денег, - рассказывает президент Всероссийского союза страховщиков Евгений Уфимцев. Это означает, что в случае ДТП гражданин получает полностью восстановленное авто. Натуральное возмещение является неотъемлемым механизмом, успешно работающим в системе автокаско. Однако проблема с натуральным возмещением по ОСАГО связана с ограничением срока ремонта, что приводит к снижению доли таких возмещений в ОСАГО. По данным ВСС, в 2021 году этот показатель составил 8,8%, а в 2022 году снизился до 5,3%. В современных условиях автомобильного рынка поиск и доставка запчастей в СТО могут занять более 30 дней, что вынуждает страховщиков уплачивать штрафы и неустойки.

А вот мнение экспертов департамента страхования и экономики социальной сферы (Финансовый университет): Увеличение срока ремонта – необходимая и обоснованная мера. Её значимость обусловлена объективными трудностями, связанными с поиском запчастей для различных автомобилей. Многие производители либо ушли с российского рынка, либо изначально не представлены здесь, и их машины поставляются через параллельный импорт. Дополнительные 15 дней учитывают изменения в сроках поставок, ограниченные запасы и отсутствие необходимых запчастей для различных автомобильных производителей в России. Важно также учитывать время, которое требуется на поиск высококачественных бывших в употреблении запчастей.

В настоящее время часто страховщики предлагают клиентам получить денежную компенсацию, чтобы соответствовать установленным срокам, однако это решение не всегда наилучшее для обеих сторон. Владелец автомобиля вынужден самостоятельно искать сервис и, возможно, запчасти, а страховщики считают выплату завышенной, поскольку чаще всего приобретаются б/у запчасти, а не новые. Увеличение срока ремонта позволит страховщикам и клиентам добиться компромисса.