В ближайшее время пользователей электросамокатов и электровелосипедов, особенно активно использующих эти средства индивидуальной мобильности (СИМ), ожидает нововведение — введение обязательной страховки гражданской ответственности. Эта инициатива, предложенная Госдумой, получила положительную оценку от Центрального банка России. Но каковы могут быть плюсы и минусы такой меры?
По мнению депутатов Госдумы, введение обязательной страховки гражданской ответственности для пользователей электросамокатов и электровелосипедов должно привести к снижению числа дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с их участием. Один из инициаторов этого предложения, депутат Госдумы Александр Якубовский, указал, что такая мера позволит компенсировать ущерб, причиненный здоровью и имуществу граждан в результате аварий. Важно отметить, что на сегодняшний день оформление ДТП с участием электросамокатов по европротоколу невозможно, так как эти средства индивидуальной мобильности не подпадают под обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО).
Статистика свидетельствует о заметном росте ДТП с СИМ. Если в 2019 году было зарегистрировано 142 аварии с их участием, то в 2022 году этот показатель вырос уже до 941 случая. Также существенно увеличилось число пострадавших — в семь раз, с 147 до 976 человек, и число погибших — в три раза, с 7 до 19. Лидером по числу ДТП с электросамокатами стал Краснодарский край.
Идея введения обязательной страховки гражданской ответственности для пользователей СИМ имеет целью обеспечить компенсацию потерпевшим в случае аварий. Особенно это актуально для курьеров, которые часто не имеют регистрации и имущества в России, что делает взыскание ущерба практически невозможным.
Следует отметить, что данная мера может снизить риски, связанные с ДТП, и обеспечить финансовую защиту граждан. Однако внедрение обязательной страховки может повлечь за собой дополнительные расходы для пользователей электросамокатов и электровелосипедов. Плата за страхование гражданской ответственности может стать дополнительной финансовой нагрузкой, особенно для тех, кто часто пользуется данными средствами индивидуальной мобильности.
С другой стороны, внедрение обязательной страховки может способствовать более ответственному отношению пользователей к управлению СИМ и соблюдению правил дорожного движения. Это может снизить число несчастных случаев и повысить безопасность на дорогах.
Кроме того, обязательная страховка может дать потерпевшим больше уверенности в том, что они смогут получить компенсацию в случае ДТП. Это может облегчить процедуру взыскания ущерба и обеспечить защиту интересов потерпевших.